МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №136


Обучение детей с РАС отвечать на вопросы «Да» и «Нет»
21.01.2024, 17:13

 Обучение детей с РАС отвечать на вопросы «Да» и «Нет».

Генерализация навыка дома.

Карточки для родителей: https://cloud.mail.ru/public/34r5/ygvxVdt9o

Ответ на вопросы в форме утверждения «да» или отрицания «нет» является одним из ключевых речевых навыков. Этот навык позволяет ребенку контролировать окружающую среду, а другим людям получать от него нужную информацию. У детей с аутизмом и другими нарушениями развития часто наблюдается дефицит этого функционального навыка. И вместо самостоятельных ответов «да»/«нет» они обычно либо повторяют вопрос целиком, либо какую-то часть вопроса. Поэтому если мы хотим, чтобы «да»/ «нет» появились в детском арсенале, нам придется намеренно этому обучать. Каким образом? Для начала нужно обязательно протестировать мотивационные стимулы (найти то, за что ребенок готов будет с нами сотрудничать), составить наборы стимулов для обучения реакциям «да»/«нет». Также предварительно необходимо убедиться, что ребенок способен назвать все эти стимулы  (они присутствуют в его репертуаре); умеет правильно указывать на предмет или картинку среди других стимулов после того, как взрослый назвал его признак (цвет, форму и т.д.), категорию  (игрушки, транспорт, одежда и т.д.) или функцию (в лесу растет…, чем можно писать…, что тут круглое и зеленое…, где тут одежда…). Итак: сначала мы обучим ребенка отвечать «да»/«нет» на простые вопросы «Это (название предмета)?». Показываем целевой предмет, задаем вопрос, требующий ответа «да», затем предоставляем вербальную подсказку «да» после паузы 1 сек.; после правильной реакции – словесно похвалим/дадим жетон. Например, показываем мяч, спрашиваем «Это мяч?», через 1 сек даем подсказку «да». Ребенок повторяет «да», получает похвалу/жетон. Далее точно так же обучаем ребенка ответу «нет» с первым целевым предметом. Показываем мяч, спрашиваем «Это кубик?», через 1 сек. даем подсказку «нет». Ребенок повторяет «нет» - обязательно эмоционально хвалим/даем жетон. Затем задаем вопросы, требующие ответа «да» и «нет» для того же целевого предмета, чередуя их в случайном порядке, без вербальной подсказки. В случае правильного ответа ребенок получает похвалу/жетон, в случае неправильного - проводим коррекцию ошибки: даем инструкцию и тут же словесную подсказку, после правильной реакции ребенка никаким образом его не вознаграждаем; еще раз повторяем инструкцию, после правильной реакции говорим «верно», жетон не даем. Далее мы показываем предмет и последовательно задаем вопросы на функцию, характеристику и категорию предмета, требующие ответа «да», после правильных реакций вознаграждаем ребенка похвалой/жетоном. Например, показываем мячик и спрашиваем «Это мячик?», «Мячик желтого цвета?», «Мячик – игрушка?», «Мячик можно пинать?». Через 1 сек. после каждого вопроса  даем подсказку «да», если ребенок повторяет «да» - хвалим/даем жетон.  Затем точно так же обучаем ребенка отвечать на вопросы «нет». Например, показываем мячик и спрашиваем «Это кубик?», «Мячик красного цвета?», «Мячиком рисуют?», «Мячик – это транспорт?». После каждого вопроса даем подсказку «нет», если ребенок повторяет «нет», хвалим/даем жетон. После задаем вопросы, требующие ответа «да» и  «нет», в случайном порядке, подсказки не даем. В случае правильных ответов – поощряем ребенка, в случае неправильных – делаем коррекцию ошибки (как было описано выше). Отрабатывать «да»/«нет» можно также обменивая жетоны на поощрения. Показываем мотивационный предмет, задаем вопрос, требующий ответа «да»  - «Хочешь (название предмета)?» и либо подсказываем верную реакцию, либо нет (зависит от степени «натренированности» ребенка). Далее можно сразу же взять нейтральный предмет и спросить про него – «Хочешь (название предмета)?»

Используемый источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-obuchenie-detej-s-ras-otvechat-na-voprosy-da-i-net-1-klass-6362717.html

Категория: Советы учителя-дефектолога | Добавил: Руководитель
Просмотров: 26 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]