МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №136


Сенсорная потребность в жевании у детей с РАС
21.01.2024, 15:52

СЕНСОРНАЯ ДИЕТА ДЛЯ ПОЛОСТИ  РТА

Для детей с сенсорными потребностями и/или аутизмом оральная сенсорная информация может играть особенно важную роль. Жевание в течение дня (особенно в периоды стресса и/или беспокойства) может помочь им успокоиться, сосредоточиться и саморегулироваться.

  1. НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ ИХ ОСТАНОВЛИВАТЬСЯ

Дело не в том, что они ХОТЯТ жевать. Дело в том, что у них есть оральная сенсорная ПОТРЕБНОСТЬ жевать. Сказать им прекратить жевать не поможет. Жевание — это в значительной степени механизм преодоления трудностей — это повторяющееся движение, которое помогает организму и снимает стресс.

Регулярное пережёвывание непищевых продуктов обычно основано на органолептических ощущениях. Их тела говорят им, что им нужна проприоцептивная информация, и они внимательно слушают и следуют их примеру. 

  1. ДАЙТЕ ИМ БЕЗОПАСНЫЙ ВЫХОД

Дети часто тянутся к ближайшему предмету, который можно жевать, это также может быть очень опасно. Некоторые дети будут жевать костяшки пальцев до костей, грызть ногти, жевать что-то с вредными химическими веществами и т. д. Дайте им безопасную альтернативу вместо того, чтобы жевать. Например «жевательные украшения» для более незаметного жевания на ходу. Все они выглядят как обычные украшения, но с секретом: их можно жевать. Существует различные варианты «грызунов»,  но те что имеют длинное удлинение, могут достигать задних коренных зубов - это то место, где жевание обычно требуется больше всего (и где оно обеспечивает наиболее проприоцептивный вклад в челюсть).  Каждый раз, когда ребёнок пытается жевать что-то неуместное, напоминайте ему вместо этого жевать инструмент для жевания. Будьте последовательны и терпеливы, так как может потребоваться время, чтобы избавиться от привычки. 

Как и большинство других вещей, оральные сенсорные потребности могут сильно различаться. У некоторых детей очень слабая потребность жевать, у других очень сильная потребность жевать, и есть все, что между ними. Некоторым нравится жевать очень мягкие и жевательные вещи, у других более тяжёлые оральные сенсорные потребности и им нужно что-то более жёсткое.

  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Лучшее, что вы можете сделать, — это выяснить, ПОЧЕМУ они жуют. Оттуда вы сможете помочь решить основную проблему. Изучите, когда и как они жуют. Ведите дневник, чтобы увидеть, проясняются ли какие-либо закономерности или триггеры (возможно, они больше всего жуют, когда им скучно, устали, расстроены, разочарованы и т. д.).

Имейте в виду, что даже если стресс / тревога не является основной причиной, обычно дети будут больше жевать во время стрессовых ситуаций или в ответ на них. Кроме того, то, что вы считаете стрессовым, может отличаться от того, что вызывает у них стресс. Люди с сенсорными потребностями могут по-разному воспринимать мир. Проконсультируйтесь со специалистами, чтобы выявить или исключить какие-либо медицинские причины.

  1. СЛЕДУЙТЕ СЕНСОРНОЙ ДИЕТЕ.

Цель сенсорной диеты - убедиться, что ребёнок получает нужное количество проприоцептивных веществ в течение дня. Наряду со многими другими преимуществами это может помочь уменьшить потребность жевать.

  1.  СДЕЛАЙТЕ МАССАЖ

Иногда массаж дёсен помогает уменьшить потребность в жевании за счёт другого способа перорального приёма пищи. Вы можете глубоко воздействовать на щеку/челюсть извне, чтобы посмотреть, помогает ли это. Если ребёнок не позволяет массировать десны во рту, попробуйте сначала начать со щёк по линии дёсен.

  1. ДОБАВЛЯЙТЕ В ДИЕТУ ПРОДУКТЫ С БОЛЕЕ ТВЕРДЫЕ.

Попробуйте добавлять в рацион ребёнка более твёрдые продукты (морковь, крекеры, яблоки и т.д.) Во время еды и перекусов. Так же, как и массаж дёсен, это может помочь улучшить работу челюсти. Жевательная пища тоже может помочь, поскольку она обеспечивает большее сопротивление и заставляет челюсть действительно работать. 

  1. ВКЛЮЧАЙТЕ ДРУГИЕ УСТНЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕЖЕДНЕВНЫЙ РЕЖИМ

Используйте изогнутые изгибающиеся соломинки, чтобы было труднее сосать. Питье загустевших жидкостей через соломинку (например, яблочного пюре и т. д.) Также может увеличить сопротивление и усложнить работу рта. Попросите их откусить свой жевательный инструмент и подержать несколько секунд. И/или осторожно потяните за жевательный инструмент, удерживая его между зубами. Эти действия не только загружают рот, но и обеспечивают обратную связь оральных органов чувств.

  1. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВИБРАЦИЮ.

Попробуйте использовать вибрирующую зубную щётку для другого вида сенсорной информации. Большинство детей, которым необходимо жевать, являются искателями сенсорных ощущений, поэтому им, вероятно, понравятся усиленные ощущения. Некоторые дети, которым необходимо жевать, плохо воспринимают ротовую полость, и в этом случае эта вибрация может помочь «разбудить» рот с новым, повышенным уровнем сенсорной стимуляции.

  1. ЗАНЯТЬСЯ ТЯЖЕЛЫМИ РАБОТАМИ

Часто, когда есть сенсорные потребности во рту, есть сенсорные потребности и вне рта. Когда вы удовлетворяете эти потребности за пределами рта (когда организм получает нужное количество проприоцептивной информации), потребность жевать часто уменьшается. «Тяжёлая работа» может показаться пугающей, но по большей части речь идёт только о том, чтобы стать активным с помощью резистивных действий, которые толкают или тянут тело - например, плавание, подвешивание на турнике и т. д.

Категория: Советы учителя-дефектолога | Добавил: Руководитель
Просмотров: 15 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]